Стремясь сделать для мальчика все возможное, его родители и приходской священник устроили так, что Луи мог посещать занятия в местной школе. Он буквально впитывал многое из того, что слышал на уроках. Несколько лет Луи даже был лучшим учеником в классе. Но слепой мог учиться по методике, предназначенной для зрячих, лишь до определенных пределов. Поэтому в 1819 году Луи отдали учиться в Королевский институт слепых детей.

Основателем института был Валентин Гаюи. Он одним из первых создал программу обучения слепых чтению. Гаюи хотел опровергнуть распространенное представление о том, что слепота препятствует человеку учиться в учебном заведении. Среди первых экспериментов Гаюи было тиснение больших рельефных букв на толстой бумаге. И хотя это были лишь первые шаги, усилия Гаюи заронили семя, которому предстояло прорости позднее. Между прочим, Всемирный День Слепых отмечается в день рождения Валентина Гаюи. Школы Гаюи работали не только во Франции, но и, например, в России.

Вернёмся, однако, к Брайлю. Мальчик научился читать большие тисненые буквы в книгах, которые были в скромной библиотеке Гаюи. Но он понял, что такой подход к обучению требовал много времени и был непрактичным. Ведь, как бы то ни было, буквы предназначались для глаз, а не для пальцев. К счастью, впереди Брайля ожидала встреча с человеком, который тоже понимал недостатки этого метода.

Идея приходит из совершенно неожиданного источника. В 1821 году, когда Луи Брайлю было всего 12 лет, институт посетил отставной капитан французской артиллерии Шарль Барбье. Он рассказал о средстве связи, которое называлось ночным письмом, а позднее стало называться сонографией. Ночное письмо было создано для использования во время боевых действий. Это был осязательный способ связи, в котором использовались рельефные точки, расположенные в прямоугольнике,— 6 точек в высоту и 2 точки в ширину. Идея использовать код для фонетического представления слов нашла отклик у студентов института. Брайль с головой ушел в разработку этого нового метода и даже усовершенствовал его.

В течение следующих двух лет Брайль упорно старался упростить шрифт. В конце концов, он создал улучшенный и простой шрифт, в основе которого лежала клетка, занимавшая всего 3 точки в высоту и 2 точки в ширину. В 1824 году, в возрасте 15 лет, Луи Брайль завершил создание системы рельефного шеститочия. Вскоре после этого Брайль начал преподавать в институте, а в 1829 году он опубликовал свою уникальную систему, которая называется сегодня его именем. И по сей день, система Брайля остался практически неизменной (в нее было внесено лишь несколько незначительных усовершенствований).

Шрифт Брайля читают слева направо одной или обеими руками. Каждая клетка шрифта допускает 63 комбинации точек. Поэтому в большинстве алфавитов каждая буква и каждый знак препинания имеет свою комбинацию точек. В ряде языков используется сокращенная форма шрифта Брайля, в которой отдельные комбинации точек обозначают часто повторяющиеся сочетания букв или целые слова. Некоторые люди так хорошо знают шрифт Брайля, что могут читать со скоростью до 200 слов в минуту!

В конце 1820-х годов вышла первая книга, в которой объяснялся рельефно-точечный шрифт Брайля. Но, широкое признание пришло к этому изобретению не сразу. Даже в родном институте Брайля новый шрифт был официально принят лишь в 1854 году — спустя два года после смерти Брайля. Интересно, что основным возражением против использования шрифта Бройля для обучения студентов, было то, что он, якобы, не удобен зрячим преподавателям!

И все же, в конце концов, этот превосходный шрифт стал пользоваться заслуженным признанием. В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885 году.

Самоотверженные усилия молодого человека, жившего почти 200 лет назад, привели к созданию простого и продуманного шрифта Брайля. И благодаря этому печатное слово доступно сегодня миллионам слепых и слабовидящих людей.